В статье на нашем примере я расскажу, как перезапустить рассылку правильно:
Рассылка была важным каналом дистрибуции внутреннего контента и имиджевым инструментом. С её помощью мы показывали потенциальным клиентам и соискателям, какой у нас подход к работе и как устроено агентство изнутри.
Раз в две недели мы рассылали дайджест с новыми материалами из Академии, кейсами, полезными инструментами от сотрудников из внутреннего чата «Знания», а также словом
Кейс
В рассылке важным блоком было «Слово Наташи» — его тепло встречала аудитория. Именно этот блок запоминался и выделял нашу рассылку среди других
Изначально мы использовали для внутренней рассылки Mailchimp. В нашей базе было около 1500 активных контактов, поэтому нам было достаточно и бесплатного тарифа. К тому же, сервис устраивал нас удобством вёрстки, простотой сбора данных о рассылке.
В конце 2021 года стало очевидно, что рассылку надо перезапустить. Мы заметили, что открываемость писем стала падать, поэтому задумались о новых форматах. Чтобы новая рассылка была актуальной и полезной, собрали обратную связь у подписчиков, нагенерировали гипотез и запланировали перезапуск на весну 2022 года.
В феврале 2022 года мы потеряли доступ к базе
Нашей ошибкой было довериться сервису на 100 % и не наладить правильное хранение базы. А ведь именно оно обеспечивает безопасность данных подписчиков и помогает работать с каналами коммуникации в рамках закона.
Чтобы не потерять важный канал коммуникации, мы одновременно работали в двух направлениях: восстанавливали старую базу и собирали новую. Восстановить прежнюю базу рассылки мы могли, только получив доступ к Mailchimp. Для этого написали письмо с просьбой дать нам временный доступ к сервису. Этот вариант мог не сработать, поэтому начали собирать новую базу.
Сбор новой базы занял десятки часов. Сначала я выгрузила из AMO CRM все контакты. При выгрузке часть адресов задублировалась, поэтому я вручную проверила выгруженную базу на дубли и некорректные адреса электронной почты.
В итоге у меня появилась база из 5208 контактов, но слать регулярную рассылку им было нельзя. Дело в том, что по закону у нас должно быть согласие каждого адресата на получение рассылки. А в AMO не было даже информации о статусе контактов, т.е. было неясно, как они попали в базу — через подписку на рассылку, заявку на услугу или отклик на вакансию.
Чтобы соблюсти закон, мы подготовили приветственное письмо с приглашением подписаться на рассылку. При этом было важно не вызвать раздражение у получателей, поэтому мы честно рассказали о произошедшем.
На скриншоте — часть письма, которое мы рассылали выгруженным контактам, чтобы переподписать людей на рассылку
В письме мы объясняли, почему адресат получил его. Чтобы мотивировать людей подписаться, мы рассказали о концепции дайджеста и поделились материалами, которые могли быть актуальны в тот момент, например, об актуальности SEO как канала лидогенерации в кризис.
Конверсия по этой базе оказалась неудовлетворительной: 1,78 % подписались на дайджеcт. Такой показатель мог быть связан с вёрсткой письма, потому что в первом варианте отсутствовала кнопка «подписаться», ссылка была вписана в текст.
Но нам повезло: в это же время Mailchimp предоставил нам доступ к сервису на сутки. В результате мы смогли выгрузить прежнюю базу рассылки, в которой было около 7000 подписчиков. Её мы загрузили в новый сервис рассылки и начали работу.
Вообще, чтобы оставаться в рамках закона, юридическое лицо, которое собирает адреса электронных почт, номера телефонов и ФИО клиента, должно получить статус оператора персональных данных и обеспечить безопасность их хранения.
Для сбора персональных данных лучше использовать многоступенчатую систему сбора. Мы рекомендуем организовывать хранение базы данных следующим образом: данные собираются на сайте → направляются оператору хранения персональных данных → по API выгружаются в сервис рассылки. Этот путь соответствует законодательству и обеспечивает сохранность базы, потому что данные хранятся не только в сервисе для рассылок.
Что касается статуса оператора персональных данных, по нашему опыту, не все компании хотят получать его по разным причинам. В этом случае есть альтернатива — передать базу на хранение специализированным сервисам.
В выборе сервиса для хранения базы данных есть свои нюансы. Мы рекомендуем обращать внимание на расположение их серверов, продолжительность работы на рынке, возможность сортировать данные и формировать списки подписчиков по разным параметрам. На проектах мы работали, например, с сервисом «1ОПД».
Услуга
Налаживаем коммуникацию с клиентамиПодбираем оптимальное решение, чтобы увеличить лояльность и конверсию на каждом этапе воронки.
Рассылку мы выпускаем больше пяти лет. С самого начала и до весны 2022 года мы пользовались сервисом для отправки писем Mailchimp. Когда различные иностранные компании и сервисы начали закрываться в России, мы продолжили пользоваться им. Альтернативный сервис рассылки стали искать сразу после ухода Mailchimp из России.
Чтобы сделать обоснованный выбор, мы составили список доступных сервисов и сравнили их по важным для нас критериям. Смотрели на:
На скриншоте показана часть сравнительной таблицы, которая помогла нам определиться с сервисом для рассылки. В итоге мы остановились на Sendsay
Чтобы упростить работу редактору, мы подготовили шаблоны для рассылки. Сейчас все письма верстаются в блочном редакторе, но мы добавили два элемента
На скриншоте слева можно увидеть, что контент не помещается в письмо: блок с услугами съехал. Это связано с «тяжёлым» кодом блочного редактора. Мы переверстали финальный блок с помощью фреймворка Ampir, теперь вся нужная информация помещается в письма
2022 год показал, что при выборе сервисов для рассылки, важно проверять надёжность подрядчиков. Помимо базового сравнения по ценам и частным критериям, я предлагаю обратить внимание на общие:
При выборе сервиса важно учитывать цели бизнеса, размер команды и объём базы. Например, компаниям с небольшим оборотом, в которых рассылка неосновной канал привлечения лидов, будет достаточно сервисов с бесплатными тарифами.
Тем, у кого нет выделенного верстальщика писем
Если же рассылка приносит покупателей и бизнесу важно отслеживать эффективность
Выше я рассказала о наших собственных ошибках, которые доставили нам немало проблем. Но кроме них, в работе с рассылками есть множество других нюансов. Далее я перечислю основные моменты, которые мы рекомендуем учитывать, чтобы сформировать лояльную базу подписчиков.
Соблюдать принцип «Знай свою аудиторию». Это одно из главных правил эффективной рассылки, ведь чем лучше мы понимаем, к кому обращаемся, тем точнее попадаем в запрос читателей. В этом помогают портреты целевой аудитории, сегментация, опросники и отслеживание реакции подписчиков на письма.
Постепенно обогащать базу данных. Чтобы коммуникации работали, важно добирать недостающие данные о подписчиках. Например, если у вас есть только электронная почта человека, то полезно узнать ещё его ФИО, номер телефона и удобный канал коммуникации.
Дополнительные данные помогут персонализировать рассылку, расширить возможности для общения и взаимодействовать с клиентом удобным для него способом, чтобы сохранить его лояльность.
Оля Репина, специалист по триггерным коммуникациям
«Важно соблюдать баланс в количестве коммуникаций, чтобы сохранить лояльность аудитории, не перегрузив читателей количеством контента, но при этом регулярно оставаться на связи с ними. Для этого, например, настраивают приоритетность писем или ограничение по количеству писем на один контакт».
Формировать правильные ожидания у подписчиков. Основной инструмент здесь —
Вот ещё несколько правил хорошего тона, которые мы рекомендуем соблюдать:
Работе с лояльностью аудитории часто не придают такого внимания, как, например, работе над открываемостью, кликабельностью и другими метриками, которые помогают отслеживать влияние рассылки на продажи. В то же время это важная часть, ведь удержать подписчика зачастую проще, чем привлечь нового. К тому же, именно лояльная бренду аудитория приносит компании основную прибыль.
Записала Надя Иванян
Отредактировала Лариса Васина
14 апреля 2023
Инструменты
Шаблон воронки продажИнструменты
Кластеризатор ключевых слов на Power QueryУстройство агентства
Правила выживания для стажёров и сотрудниковИнструменты
Инструменты
Шаблон таблицы возможностейУстройство агентства
Оценка 360: взгляд на сотрудника глазами коллегПродолжая пользоваться сайтом, вы принимаете соглашение о передаче данных.